17.01.2025

Мозаики храма Спас на Крови: искусство, которое завораживает

Храм Спас на Крови поражает величием, а его мозаики — одни из крупнейших в мире. Узнайте историю их создания, скрытые символы и уникальные техники, которые превратили храм в шедевр мозаичного искусства!
У набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге располагается удивительное творение — храм Спаса на Крови, по праву считающийся музеем мозаичного искусства. Возведенный на том месте, где получил смертельное ранение император Александр II, он прошел долгую историю и пережил немало испытаний. Однако храм со всем его великолепием все же сохранился до сегодняшних дней, благодаря чему каждый желающий сегодня может увидеть уникальные мозаики Спаса на Крови.

История создания мозаик: от зарождения идеи до ее воплощения

Спас на Крови был заложен в 1883, а в 1907 году состоялось его открытие. Площадь храма занимает 7065 м², а внутри он полностью покрыт мозаиками. Их создание было долгим и кропотливым.

А началось все с того, что Альфред Парланд, архитектор храма, планировал стены строения украсить фресками. Но вскоре он передумал, вспоминая негативный опыт Исаакиевского собора. Из-за перепадов температур и сырости было принято решение фрески заменить мозаикой.

В объявленном конкурсе победила мозаичная мастерская братьев Фроловых. Эскизы для мозаик создавали известные русские художники, включая Ф. С. Журавлева, В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина, В. В. Беляева, М. В. Нестерова. В работах участвовало около 40 мастеров-мозаичников, которые набирали изображения так называемым «венецианским» способом, специально рассчитанным на реализацию масштабных композиций. Вначале оригинал в зеркальном отображении переводился на кальку, затем полученную картину делили на части. После этого наклеивалась смальта лицевой стороной вниз.

Мозаики Спаса на Крови создавались около 11 лет. К большому сожалению, внутри храм серьезно пострадал, поэтому его изначальное великолепие не сохранилось. В 20-х годах прошлого века его неоднократно грабили, а в 30-е и вовсе закрыли и хотели снести. Во времена блокады он стал моргом. В 1961 года возле лика Христа «Пантократор» был найден фугасный снаряд времен Великой Отечественной войны. Просто чудо, что за столько лет он не взорвался.

Символика мозаик и их духовное значение

Спас на Крови — сакральный памятник Александру II. Под колокольней в западной части храма находится драгоценная сень, отмечающая место ранения императора. Во времена существования Византии под сенью сидели императоры, считающиеся помазанниками Божьими, поэтому именно здесь находится самое святое и важное место храма — место причащения. Вокруг него на золотом фоне выложены мозаики «Распятие», «Положение в гроб», «Сошествие во ад».

Большинство мозаик храма посвящено жизни и смерти Иисуса Христа. Наиболее масштабная работа — «Пантократор», представляющий собой плафон центрального купола. В центре сооружения на голубом фоне сводов и стен изображены эпизоды из жизни Христа. Восточная часть демонстрирует сюжеты из Евангелия, а именно Воскресение Господне.

На мозаичных иконах также изображаются русские святые — княгиня Ольга, Владимир Киевский, боярин Феодор и другие.

Посещение Спаса на Крови: советы туристам

Чтобы иметь возможность осмотреть мозаики храма в более спокойной обстановке без больших толп, лучше запланировать его посещение на раннее утро или время далеко после полудня. В выходные более многолюдно. Открывается Спас на Крови каждый день с 10:30 и закрывается в 18:00. Стоимость билета для разных категорий посетителей может отличаться. Знакомство с храмом можно совместить с экскурсией по другим знаковым местам, расположенным поблизости: Поле Марса, Эрмитажу, Русскому музею.

Пешая экскурсия с аудиогидом Trimoti — это возможность совершить прогулку в удобном для себя темпе, увидеть мозаики Спаса на Крови, познакомиться с историей храма и узнать много малоизвестных фактов о нем. Все больше людей выбирают такой удобный формат посещения достопримечательностей.

Автор: Смирнов Дмитрий Александрович

Кандидат исторических наук, специалист по истории Санкт-Петербурга